Проектом повышения конкурентоспособности МСП предусмотрена реализация подкомпонента 2.3., направленного на проведение стратегической оценки внедрения факторинга в Казахстане с приобретением факторинговой платформы.
Интернет-платформа, дающая МСП возможность зарегистрировать (или обеспечить) и верифицировать свою дебиторскую задолженность, позволит расширить возможности финансирования МСП. Более того, такая платформа даст возможность покупателю регистрировать все обновления, включая подтверждения и споры. Это, в свою очередь, позволит финансовым организациям (Факторам) выделять средства на приобретение счетов на оплату. Подобная программа, которую также можно назвать Возвратным факторингом или Финансированием канала поставок, предполагает установление правоотношения между финансистом и крупным конечным покупателем, в рамках которого Фактор обязуется финансировать счета, выставляемые поставщиками крупной компании с момента их официального принятия к оплате.
Таким образом, внедрение факторинговой платформы улучшит ликвидность поставщиков посредством замены дебиторской задолженности денежными средствами. Поставщики могут использовать такое дополнительное (забалансовое) финансирование для увеличения продаж своих товаров и услуг посредством предоставления дополнительных кредитов своим клиентам – МСП, избежав отрицательного воздействия на оборотный капитал. Используя платформу, участвующие МСП получат больше финансирования от поставщиков, которое они могут использовать для расширения своего бизнеса.
Благодаря элементам структуры гарантии и процедурам по снижению рисков, стоимость финансирования, предполагаемая в рамках факторинговой схемы, ожидается что будет ниже стоимости традиционного банковского финансирования. Кроме того, сокращение стоимости финансирования позволит увеличить окупаемость по активам поставщиков.
В дополнение платформа обеспечит устойчивость торговли, улучшит оборотный капитал и даст высококачественную информацию о рисках от нескольких поставщиков и покупателей.
В настоящее время МНЭ РК завершены тендерные процедуры по закупке услуг на проведение подробного стратегического анализа и исследования структуры финансирования МСП на основании выставленных счетов, а также законодательства Казахстана с формированием операционной архитектуры и «дорожной карты» для осуществления пилотной версии факторинговой схемы финансирования и заключен контракт от 5 марта 2019 года № KZ/SMEC/QCBS-07 с Capital Tool Company Consulting B.V. (Нидерланды) со сроком реализации – 11 месяцев.
В 2019 году CapitalToolCompanyConsultingB.V. в соответствии с контрактом осуществит:
Во втором квартале 2019 года Capital Tool Company Consulting B.V.:
В рамках данного контракта Capital Tool Company Consulting B.V.:
1) проведен анализ законодательства РК в области финансовых рынков и услуг, закупок, информационных систем и т.д.;
2) проведены сбор, анализ и оценки потребности МСП в факторинге и факторинговой платформе посредством проведения 70 семинаров в городах: Алматы, Актобе, Усть-Каменогорск, Нур-Султан, Шымкент и Караганда;
3) проведен анализ существующего рынка финансирования и факторинговых услуг;
4) проведен анализ и оценки заинтересованности финансовых организаций РК и ITC поставщиков в создании факторинговой платформы в РК;
5) осуществлен анализ и оценка лучшего международного опыта по разработке, внедрению и функционированию факторинговых платформ в 8 странах;
6) в результате проведенных исследований и семинаров и собранные с помощью анкет, интервью и проведенных интервью с представителями 685 микро, малых, средних и крупных предприятий, показывают, что есть множество компаний, которым необходима качественно разработанная Национальная факторинговая платформа;
7) подготовлены рекомендации по устойчивому развитию рынка финансирования цепочки поставок в Казахстане в целом и определению финансовых организаций, которые следует привлечь к осуществлению проекта;
8) подготовлены проекты 5 моделей/схем возможной факторинговой платформы с точки зрения местных условий, ее расположения, а также требований к подготовке и наращиванию потенциала ее участников, включая рекомендации по наиболее оптимальным с точки зрения адаптируемости и цене платформы факторинга;
9) проведены семинары со следующими участниками финансового рынка по верификации предварительных моделей факторинговой платформы:
- АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ»;
- АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE) и АО "Центральный депозитарий ценных бумаг";
- АО «Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА);
- АО «Государственное кредитное бюро»;
- ТОО «Первое кредитное бюро»;
10) проведен семинар/круглый стол на территории Ассоциации финансистов Казахстана (далее - АФК) с участием представителей АФК, банков Казахстана и Национального Банка Республики Казахстан (далее - НБРК);
11) проведены семинары с участниками финансового рынка (Ситибанк Казахстан, First Heartland Jysan Bank, Halyk Bank, ForteBank, Альфа-Банк, Банк ЦентрКредит, Tengri Bank, МФО KMF, ОЮЛ «Ассоциация Микрофинансовых Организаций Казахстана» по верификации предварительных моделей национальной факторинговой платформы (далее – НФП) и обсуждению возможностей НФП по тематике:
- проблемы/возможности факторинга в Казахстане;
- практика в экономически развитых странах;
- рассмотрение работы факторинговых платформ в других странах (Великобритания, Китай, Мексика, Перу, Россия, Турция);
- анализ атрибутов факторинговых платформ в других странах;
- выбор предпочтительного оператора НФП;
- предпочтительная модель платформы;
- заинтересованность в участии в НФП;
12) проведен семинар с представителями Департамента программных инструментов, Департамента мониторинга, риск-менеджмента и бизнес-технологий АО «Фонд развития предпринимательства "Даму" для обсуждения участия Фонда в эксплуатации и продвижении НПФ;
13) проведен семинар/круглый стол на территории АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» (далее - ЦДЦБ) с участием представителей ЦДЦБ и НБРК (Департамент рынка ценных бумаг и Департамент методологии регулирования финансовых организаций) по тематике:
- возможные поправки в законодательство о рынке ценных бумаг;
- требования на данный момент к капиталу банков, когда счета-фактуры выступают в качестве залога;
- подход к подтверждению существования обеспечения счета-фактуры;
- влияние качества должника на оценку залога и возможных потерь при дефолте;
14) в период с 4 по 23 ноября 2019 года проведены семинары и интервью с представителями МСП, крупными компаниями, банками, факторинговыми компаниями и МФО для верификации моделей – получены ответы от около 200 компаний из 6 городов Казахстана, при этом участники были распределены пропорционально среди всех городов;
15) в рамках верификации моделей в организованных интервью приняло участие 15 банков, ассоциации микрофинансовых организаций и крупнейшая микрофинансовая организация, две ведущие факторинговые компании. Участникам среди представителей банков было предложено указать свои предпочтения представленным моделям НФП (III, IV, V) и в каком порядке модели должны быть представлены на рынке, а также рекомендации по структуре собственности;
16) проведен анализ полученных статистических данных, определено ожидаемое воздействие моделей на МСП и крупные компании в зависимости от различных факторов (размер компании; размер ее счетов-фактур; вероятность возникновения споров; количество выставляемых счетов-фактур; сектор, в котором работает компания и т.п.). Результатом этого было сильное предпочтение представителями МСП Модели V, а финансовых организаций, в частности тех, которые сосредоточены на МСП - на моделях IV или V;
17) 27 и 28 ноября 2019 года в городах Алматы и Нур-Султан проведены консультативные семинары по результатам исполнения Фазы 2 контракта.
18) в первых числах февраля 2020 года осуществлена первая ознакомительная поездка в г. Амстердам, Нидерланды;
19) с 5-8 февраля т.г. осуществлена вторая ознакомительная поездка в г. Стамбул, Турция;
20) консультантом разработана "Дорожная карта" по установлению и запуску национальной факторинговой платформы (далее - НФП) в Республике Казахстан;
21) осуществлен анализ возможных угроз реализации НФП с точки зрения следующих рисков: коммерческих, финансовых, технических, технологических, экологических, институциональных и социальных;
22) отработан с АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» вопрос его участия в запуске и эксплуатации НФП;
23) осуществлена разработка технических спецификаций, необходимых для приобретения и инсталляции НФП, включая идеальную архитектуру информационной системы, описание компонентов системы и их соединений, перечень автоматизированных функций, процессов и их потребителей, интеграцию платформы с другими системами, требования к компьютерным мощностям;
24) проведены конференции в период 24-26 февраля в городах Нур-Султан и Алматы по итогам исследования о возможностях повышения осведомленности, которые предоставляет НФП;
25) подготовлена и представлена технико-экономическая осуществимость создания НФП в составе итогового отчета;
26) подготовлены и направлены письма в Национальный банк РК о предоставлении согласия по управлению национальной факторинговой платформы в АО «Центральный депозитарий ценных бумаг», являющимся дочерней организацией Национального Банка РК и на передачу факторинговой платформы;
27) подготовлено и направлено письмо в Комитет государственного имущества и приватизации МФ РК о представлении разъяснения о механизме передачи закупаемой национальной факторинговой платформы Национальному Банку РК или АО «Центральный депозитарий ценных бумаг».
Интернет-платформа, дающая МСП возможность зарегистрировать (или обеспечить) и верифицировать свою дебиторскую задолженность, позволит расширить возможности финансирования МСП. Более того, такая платформа даст возможность покупателю регистрировать все обновления, включая подтверждения и споры. Это, в свою очередь, позволит финансовым организациям (Факторам) выделять средства на приобретение счетов на оплату. Подобная программа, которую также можно назвать Возвратным факторингом или Финансированием канала поставок, предполагает установление правоотношения между финансистом и крупным конечным покупателем, в рамках которого Фактор обязуется финансировать счета, выставляемые поставщиками крупной компании с момента их официального принятия к оплате.
Таким образом, внедрение факторинговой платформы улучшит ликвидность поставщиков посредством замены дебиторской задолженности денежными средствами. Поставщики могут использовать такое дополнительное (забалансовое) финансирование для увеличения продаж своих товаров и услуг посредством предоставления дополнительных кредитов своим клиентам – МСП, избежав отрицательного воздействия на оборотный капитал. Используя платформу, участвующие МСП получат больше финансирования от поставщиков, которое они могут использовать для расширения своего бизнеса.
Благодаря элементам структуры гарантии и процедурам по снижению рисков, стоимость финансирования, предполагаемая в рамках факторинговой схемы, ожидается что будет ниже стоимости традиционного банковского финансирования. Кроме того, сокращение стоимости финансирования позволит увеличить окупаемость по активам поставщиков.
В дополнение платформа обеспечит устойчивость торговли, улучшит оборотный капитал и даст высококачественную информацию о рисках от нескольких поставщиков и покупателей.
В настоящее время МНЭ РК завершены тендерные процедуры по закупке услуг на проведение подробного стратегического анализа и исследования структуры финансирования МСП на основании выставленных счетов, а также законодательства Казахстана с формированием операционной архитектуры и «дорожной карты» для осуществления пилотной версии факторинговой схемы финансирования и заключен контракт от 5 марта 2019 года № KZ/SMEC/QCBS-07 с Capital Tool Company Consulting B.V. (Нидерланды) со сроком реализации – 11 месяцев.
В 2019 году CapitalToolCompanyConsultingB.V. в соответствии с контрактом осуществит:
- определение необходимых условий (законодательных, технических, финансовых и т.д.) для реализации факторинговой платформы в Республике Казахстан;
- серию семинаров для МСП и других заинтересованных сторон (общее количество участников около 600);
- формирование 5 возможных моделей факторинговой платформы и отбор наилучшего варианта;
- разработку технической спецификации для приобретения онлайн факторинговой платформы;
- определение финансовых организаций, которые следует привлечь к реализации проекта
- повышение компетенции сотрудников заинтересованных сторон.
Во втором квартале 2019 года Capital Tool Company Consulting B.V.:
В рамках данного контракта Capital Tool Company Consulting B.V.:
1) проведен анализ законодательства РК в области финансовых рынков и услуг, закупок, информационных систем и т.д.;
2) проведены сбор, анализ и оценки потребности МСП в факторинге и факторинговой платформе посредством проведения 70 семинаров в городах: Алматы, Актобе, Усть-Каменогорск, Нур-Султан, Шымкент и Караганда;
3) проведен анализ существующего рынка финансирования и факторинговых услуг;
4) проведен анализ и оценки заинтересованности финансовых организаций РК и ITC поставщиков в создании факторинговой платформы в РК;
5) осуществлен анализ и оценка лучшего международного опыта по разработке, внедрению и функционированию факторинговых платформ в 8 странах;
6) в результате проведенных исследований и семинаров и собранные с помощью анкет, интервью и проведенных интервью с представителями 685 микро, малых, средних и крупных предприятий, показывают, что есть множество компаний, которым необходима качественно разработанная Национальная факторинговая платформа;
7) подготовлены рекомендации по устойчивому развитию рынка финансирования цепочки поставок в Казахстане в целом и определению финансовых организаций, которые следует привлечь к осуществлению проекта;
8) подготовлены проекты 5 моделей/схем возможной факторинговой платформы с точки зрения местных условий, ее расположения, а также требований к подготовке и наращиванию потенциала ее участников, включая рекомендации по наиболее оптимальным с точки зрения адаптируемости и цене платформы факторинга;
9) проведены семинары со следующими участниками финансового рынка по верификации предварительных моделей факторинговой платформы:
- АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ»;
- АО «Казахстанская фондовая биржа» (KASE) и АО "Центральный депозитарий ценных бумаг";
- АО «Международный финансовый центр «Астана» (МФЦА);
- АО «Государственное кредитное бюро»;
- ТОО «Первое кредитное бюро»;
10) проведен семинар/круглый стол на территории Ассоциации финансистов Казахстана (далее - АФК) с участием представителей АФК, банков Казахстана и Национального Банка Республики Казахстан (далее - НБРК);
11) проведены семинары с участниками финансового рынка (Ситибанк Казахстан, First Heartland Jysan Bank, Halyk Bank, ForteBank, Альфа-Банк, Банк ЦентрКредит, Tengri Bank, МФО KMF, ОЮЛ «Ассоциация Микрофинансовых Организаций Казахстана» по верификации предварительных моделей национальной факторинговой платформы (далее – НФП) и обсуждению возможностей НФП по тематике:
- проблемы/возможности факторинга в Казахстане;
- практика в экономически развитых странах;
- рассмотрение работы факторинговых платформ в других странах (Великобритания, Китай, Мексика, Перу, Россия, Турция);
- анализ атрибутов факторинговых платформ в других странах;
- выбор предпочтительного оператора НФП;
- предпочтительная модель платформы;
- заинтересованность в участии в НФП;
12) проведен семинар с представителями Департамента программных инструментов, Департамента мониторинга, риск-менеджмента и бизнес-технологий АО «Фонд развития предпринимательства "Даму" для обсуждения участия Фонда в эксплуатации и продвижении НПФ;
13) проведен семинар/круглый стол на территории АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» (далее - ЦДЦБ) с участием представителей ЦДЦБ и НБРК (Департамент рынка ценных бумаг и Департамент методологии регулирования финансовых организаций) по тематике:
- возможные поправки в законодательство о рынке ценных бумаг;
- требования на данный момент к капиталу банков, когда счета-фактуры выступают в качестве залога;
- подход к подтверждению существования обеспечения счета-фактуры;
- влияние качества должника на оценку залога и возможных потерь при дефолте;
14) в период с 4 по 23 ноября 2019 года проведены семинары и интервью с представителями МСП, крупными компаниями, банками, факторинговыми компаниями и МФО для верификации моделей – получены ответы от около 200 компаний из 6 городов Казахстана, при этом участники были распределены пропорционально среди всех городов;
15) в рамках верификации моделей в организованных интервью приняло участие 15 банков, ассоциации микрофинансовых организаций и крупнейшая микрофинансовая организация, две ведущие факторинговые компании. Участникам среди представителей банков было предложено указать свои предпочтения представленным моделям НФП (III, IV, V) и в каком порядке модели должны быть представлены на рынке, а также рекомендации по структуре собственности;
16) проведен анализ полученных статистических данных, определено ожидаемое воздействие моделей на МСП и крупные компании в зависимости от различных факторов (размер компании; размер ее счетов-фактур; вероятность возникновения споров; количество выставляемых счетов-фактур; сектор, в котором работает компания и т.п.). Результатом этого было сильное предпочтение представителями МСП Модели V, а финансовых организаций, в частности тех, которые сосредоточены на МСП - на моделях IV или V;
17) 27 и 28 ноября 2019 года в городах Алматы и Нур-Султан проведены консультативные семинары по результатам исполнения Фазы 2 контракта.
18) в первых числах февраля 2020 года осуществлена первая ознакомительная поездка в г. Амстердам, Нидерланды;
19) с 5-8 февраля т.г. осуществлена вторая ознакомительная поездка в г. Стамбул, Турция;
20) консультантом разработана "Дорожная карта" по установлению и запуску национальной факторинговой платформы (далее - НФП) в Республике Казахстан;
21) осуществлен анализ возможных угроз реализации НФП с точки зрения следующих рисков: коммерческих, финансовых, технических, технологических, экологических, институциональных и социальных;
22) отработан с АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» вопрос его участия в запуске и эксплуатации НФП;
23) осуществлена разработка технических спецификаций, необходимых для приобретения и инсталляции НФП, включая идеальную архитектуру информационной системы, описание компонентов системы и их соединений, перечень автоматизированных функций, процессов и их потребителей, интеграцию платформы с другими системами, требования к компьютерным мощностям;
24) проведены конференции в период 24-26 февраля в городах Нур-Султан и Алматы по итогам исследования о возможностях повышения осведомленности, которые предоставляет НФП;
25) подготовлена и представлена технико-экономическая осуществимость создания НФП в составе итогового отчета;
26) подготовлены и направлены письма в Национальный банк РК о предоставлении согласия по управлению национальной факторинговой платформы в АО «Центральный депозитарий ценных бумаг», являющимся дочерней организацией Национального Банка РК и на передачу факторинговой платформы;
27) подготовлено и направлено письмо в Комитет государственного имущества и приватизации МФ РК о представлении разъяснения о механизме передачи закупаемой национальной факторинговой платформы Национальному Банку РК или АО «Центральный депозитарий ценных бумаг».