Компонент 2 «Взаимосвязи МСП в конкурентоспособных секторах»

Цель Компонента 2 и Подкомпонента 2.1

Цель Компонента 2 - ввести последовательную основу для содействия установлению связей и интеграции МСП в существующих и новых конкурентоспособных секторах.

Компонент 2 Проекта «Взаимосвязи МСП в конкурентоспособных секторах» состоит из подкомпонента 2.1. – Мероприятия по развитию поставщиков;


Подкомпонент 2.1. «Мероприятия по развитию поставщиков»

Цель и задачи Подкомпонента 2.1.

Всесторонняя Программа развития поставщиков (далее - ПРП), первоначально, работая в 2-3 секторах, увеличит возможности казахстанских компаний поставлять товары и услуги мультинациональным корпорациям (далее - МНК), крупным местным компаниям и государственным предприятиям (далее - ГП).

  • Ожидается, что МСП, вовлеченные в ПРП достигнут стандартов производства мирового класса, чтобы стать надежными поставщиками МНК и ГП, и в долгосрочной перспективе будут способны экспортировать на международные рынки.
  • ПРП будет прямо направлена на ключевые области нужд отобранных МНК и МСП. Программа идентифицирует потенциальный спрос и будет повышать квалификацию поставщиков, включая достижение международной сертификации, улучшение методов ведения бизнеса и менеджмента и будет способствовать связям и отношениям между крупными покупателями и потенциальными поставщиками.
  • В создании успешной ПРП участвуют пять ключевых игроков:
    • МНК – ПРП не может быть успешной без участия МНК, которые помогают сформировать программу с начала. МНК должны быть активно вовлечены и должны заключить контракты с поставщиками, успешно прошедшими программу;
    • поставщики – главные бенефициары, которые должны инвестировать время и финансовые ресурсы в программу. Дальнейшее успешное развитие местных МСП, успешно прошедших программу, зависит от качества и своевременности выполнения взятых обязательств в качестве поставщиков. Поэтому, с самого начала важно гарантировать выполнение обязательств высшим руководством таких предприятий, что является одним из преимуществ элемента конкурентоспособности в потенциальной модели, обрисованной в общих чертах выше;
    • местные и иностранные консультанты, которые необходимы, чтобы обеспечить специализированное обучение и консультационные экспертные знания поставщикам в программе, и выполнить диагностику, чтобы идентифицировать первоочередные нужды отдельных компаний. Такой совет специалиста и поддержка должны быть обеспечены как часть скоординированного и отлаженного пакета, включая менторство и тренинг;
    • казахстанские университеты, чьи экспертные знания должны быть выявлены. Важно поддержать процесс через использование их способности разработать специальные учебные занятия и программы в соответствии с потребностями участвующих в программе поставщиков;
    • созданная Служба развития поставщиков при взаимодействии с ДГПП МНЭ, который несет ответственность за координацию программы в целом и обеспечивает тесное сотрудничество вовлеченных институтов, чтобы достичь непрерывного предоставления необходимых услуг и оказать поддержку участвующим компаниям. Это может, также быть в виде вклада некоторых собственных ресурсов (например, технический штат) для определенных мероприятий программы (например, оценки выполненных работ).
  • Этот подкомпонент дополнит действующие программы поддержки МСП, сфокусируется на развитии связей между малыми и средними предприятиями и крупными покупателями.
  • Программа будет сосредоточена на тех малых и средних предприятиях (порядка 200 МСП, функционирующих в машиностроении, металлургии, химической промышленности и, возможно, в некоторых других секторах экономики), у которых есть потенциал, чтобы стать поставщиками более крупных фирм и ставит целью улучшение их возможностей, эффективности и конкурентоспособности с помощью инструментов, доступных в рамках Проекта:

  • - техническая помощь;

    - консультирование;

    - менторство;

    - возмещение части стоимости международной сертификации.

  • Вопрос создания Служы развития поставщиков требует тщательного анализа и оценки не только наличия потенциального спроса и предложения, но и существующих институциональных и политических условий.
  • Независимый консультант/фирма могут быть наняты для выполнения комплексной оценки целесообразности предлагаемых мероприятий, включая разработку рекомендаций по содержанию и механизмам реализации для включения в ТЗ.
  • ТЗ для этой работы будет разработано ГРП с учетом мнения ДГПП и подлежит одобрению ВБ.

  • Наращивание институционального потенциала

  • Проект финансирует мероприятия по наращиванию институционального потенциала для разработки и реализации ПРП и осуществления анализа конкурентоспособных отраслей промышленности. Работа будет проводиться в сотрудничестве с соответствующими заинтересованными сторонами.
  • По итогам данной работы определен основной партнер МНЭ в создании и обеспечении функционирования Службы развития поставщиков – АО «Национальное агентство по развитию местного содержания «NADLOC» (далее – NADLOC), которое в соответствии с постановлением Правительства РК от 13 декабря 2018 года № 830 реорганизуется путем присоединения к АО «КЦИЭ» . Предлагаемый Партнер в реализации ПРП, а также институциональные, правовые и финансовые аспекты системы взаимодействия и работы согласованы с ВБ.
  • Проект финансирует обучение, наращивание потенциала, инструменты и методики по всем аспектам, которые требуются для реализации ПРП, а также частичное возмещение стоимости международной сертификации.
  • Для всех заинтересованных сторон, представляющих государственный и частный сектор и вовлеченных в ПРП будет предоставляться возможность обучения и повышения компетенций.
  • Партнер обспечит со своей стороны взаимодействие всех участников ПРП, как в период разработки, так и реализации ПРП.
  • При необходимости, ГРП наймет консультанта, оказывающего техническую поддержку Партнеру по реализации мероприятий этого компонента и отвечающего за координацию деятельности и взаимодействие со всеми участниками, по крайней мере, на период до создания Службы развития поставщиков.
  • В рамках Проекта будет обеспечено обучение и повышение компетенций, подготовка и обучение персонала для укрепления потенциала дальнейшей подготовки и реализации ПРП. Это будет включать обучающие семинары для сотрудников Партнера, МНЭ и других вовлеченных участников, а также разработку необходимых методик, инструкций и других материалов для осуществления процесса реализации ПРП.

  • Создание Службы развития поставщиков в качестве управляющего органа для предлагаемой ПРП

  • Служба развития поставщиков будет играть ключевую роль в обеспечении тесного сотрудничества между всеми соответствующими корпорациями, департаментами и ведомствами с целью бесперебойного предоставления необходимых услуг поддержки участвующим компаниям.
  • Служба будет контролировать работу международных и местных специалистов и консультантов, а также связи и контракты между участвующими МНК, НК или ГП и поставщиками.
  • На начальном этапе приоритетными направлениями деятельности будут подготовка персонала Службы развития поставщиков, направленная на развитие навыков, необходимых для реализации такой программы, и создание административной системы для осуществления управления и мониторинга ПРП.
  • Персонал Службы развития поставщиков будет обучен навыкам, необходимым чтобы осуществить такую программу и наладить систему администрирования, поддерживающую ее управление и контроль.
  • Партнер при поддержке ГРП и при необходимости привлекаемых консультантов определит структуру и штат для создаваемой Службы развития поставщиков (далее – СРП).
  • Для формирования СРП будут отобраны местные консультанты (индивидуальные консультанты). Будут разработаны критерии отбора консультантов СРП.
  • Персонал СРП будет подготовлен и обучен для управления и мониторинга ПРП. Будет создана административная система управления и мониторинга ПРП.
  • Для СРП в рамках бюджета Проекта будет предусмотрено помещение, оснащение офисной техникой и операционные расходы, исключая заработную плату, если необходимость таких расходов будет обоснована результатами проведенного анализа.

  • Выбор отраслей и разработка структуры пилотной ПРП

  • Данный подкомпонент Проекта предусматривает запуск двух-трех пилотных программ, работа по которым будет осуществляться одновременно. Первая пилотная программа возможно будет сосредоточена на нефтегазовом секторе, а вторая – в машиностроении. Критерии отбора отраслей (секторов) будут разработаны СРП совместно с Консультантом.
  • Для проведения диагностического анализа деятельности предприятий в разрезе отраслей на конкурсной основе будут отобраны международные консультанты с которыми будут работать местные консультанты для передачи знаний и навыков, содействия в коммуникации и понимании местной специфики.
  • Параллельным приоритетом будет определение МНК, которые готовы активно участвовать и поддержать программу, и дальнейшее развитие сотрудничества с ними в идентификации возможностей с учетом их мнения относительно процедур оценки и рекомендаций по нынешним и потенциальным поставщикам, которые могли бы быть приглашены к участию в программе.
  • Список компаний, которые будут приглашены к участию в программе будет завершен, основываясь на этих оценках и других источниках информации, включая информацию правительственных учреждений, торгово-промышленных ассоциаций и университетов.
  • В процессе подготовки ПРП также будут разработаны процедуры и критерии отбора в список потенциальных поставщиков на основе результатов диагностики предприятий и разработана программа двухэтапной подготовки МСП – потенциальных участников пилотных ПРП.
  • Техническое задание для отбора консультантов узконаправленных на отрасль/сферу деятельности будет подготовлено СРП при поддержке Партнера и ГРП Проекта.

  • Осуществление пилотных программ

  • Предлагаемый для казахстанских пилотных программ детальный подход включает два этапа и элемент конкуренции.
  • На первом этапе проводится оценка отобранных поставщиков по методике, предполагающей углубленный (2-дневный) обзор деятельности, при этом изучается бизнес в целом, как предусмотрено EFQM (Европейской моделью качества), и которая также гарантирует, что наиболее важные области их работы соответствуют потребностям МНК.
  • На основе таких обзоров с компаниями согласовывают краткосрочные (6-месячные) планы самоусовершенствования. Затем, пока компании реализуют данные планы, им предоставляют общее техническое содействие и обучение через проведение семинаров, мастер-классов и с применением других механизмов с целью улучшения их бизнес-процессов и продукции.
  • В конце запланированного периода проводится повторный обзор деятельности компаний-участников, в том числе оценка достигнутого прогресса, доказанной заинтересованости и потенциала для улучшения, а также достигнутого уровня производительности.
  • По итогам оценки отбираются компании для участия во втором этапе, где фирмам предоставляют более интенсивное и всестороннее менторство, поддержку консультирования и обучение на индивидуальной основе, подобранное к их конкретным потребностям.
  • В рамках данного процесса совместные менторские команды из международных и местных консультантов согласовают и осуществляют мониторинг реализации плана развития бизнеса с компанией, а также предоставлют постоянные консультации, привлекают другую специализированную экспертную поддержку в случае необходимости, и развивают отношения и контакты с МНК, участвующими в программе.

  • Рисунок 1 Предлагаемый подход для пилотных программ ПРП
  • Реализация пилотных ПРП будет осуществляться СРП при поддержке международного консультанта. СРП разработает критерии отбора поставщиков, систему оценки поставщиков, будет осуществлять на базе этого отбор поставщиков, рекомендовать обучающие семинары по улучшению бизнеса, определять тематику и содержание семинаров, организовывать их.
  • Обучающие семинары первого этапа будут по мере возможности использовать потенциал программ нефинансовой поддержки. Дополнительные элементы обучения и повышения квалификаций будут разрабатываться с привлечением международных и местных консультантов, основываясь на результатах оценки потребностей участников программы.
  • Одновременно будет формироваться база данных поставщиков на основе информации, полученной в ходе реализации Проекта.
  • Сроки, необходимые для эффективного осуществления пилотной программы и получения измеримого эффекта на участвующие компании для проведения качественного анализа опыта и получения конкретных выводов составят от 18 месяцев до 2 лет.
  • Посредством реализации пилотов ожидается создать устойчивый институциональный потенциал для реализации таких программ после завершения Проекта, в частности, посредством развития компетенций управляющего органа в проведении таких программ и подготовки местных консультантов в проведении диагностических анализов, консультировании и наставничестве в соответствии с международными стандартами
  • Дополнительным элементом программы станет создание базы данных поставщиков, которая будет доступна только для компаний, соответствующих мировым стандартам качества, требуемым ТНК, что не только помогло бы вошедшим в список поставщиков компаниям продолжить развивать бизнес, но может стать полезным инструментом в помощи Казахстану в привлечении новых внутренних инвесторов и сохранении существующих инвесторов и расширении списка инвесторов.
  • Как показывает международный опыт, конкурс «Поставщик Года» для компаний участвующих в программе может быть эффективен для поднятия престижа программы с учреждением премий для самых лучших поставщиков и наиболее улучшивших свою деятельность поставщиков.
  • Закупаемые консультационные услуги будут разбиты на пакеты на основе целей, а также с учетом сложности и требуемого времени осуществления мероприятия. Пакеты закупаемых услуг будут определены МНЭ при поддержке ГРП Проекта и включены в План закупок Проекта.

  • FaLang translation system by Faboba