Подкомпонент 2.2. «Конкурентоспособные сектора»

Цель Компонента 2 и Подкомпонента 2.2

Цель Компонента 2 - ввести последовательную основу для содействия установлению связей и интеграции МСП в существующих и новых конкурентоспособных секторах.

Компонент 2 Проекта «Взаимосвязи МСП в конкурентоспособных секторах» состоит из подкомпонента 2.2. – Конкурентоспособные сектора;


Цель и задачи Подкомпонента 2.2.

  • Цель подкомпонента 2.2. Конкурентоспособные сектора состоит в оказании поддержки в развитии производств с более высокими показателями добавочной стоимости и в повышении конкурентоспособности МСП в несырьевых отраслях экономики.
  • Данный подкомпонент сосредоточится на расширении рыночных связей МСП в отраслях экономики Казахстана, которые еще не конкурентоспособны в мировом масштабе, но у которых есть потенциал для рыночного роста.
  • В рамках Проекта будет создана группа развития кластеров мирового уровня, которая сможет внедрить передовой опыт, и будет обеспечено повышение конкурентоспособности отобранных кластеров. В последствии созданный потенциал и приобретенный опыт возможен к применению к другим кластерам.
  • С этой целью в рамках Проекта будет осуществлено усиление институционального потенциала АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта» (далее – АО «КЦИЭ») при Министерстве по инвестициям и развитию Республики Казахстан, преобразованного в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2018 года № 806 в Министерство индустрии и инфраструтурного развития Республики Казахстан, для реализации его программы развития кластеров в рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития Казахстана на 2015-2019 гг. (далее - ГПИИР).
  • В рамках Проекта по данному подкомпоненту будет финансироваться:
    • обучение и оснащение группы специалистов АО «КЦИЭ» , которые будут заниматься реализацией программы развития кластеров;
    • предоставление АО «КЦИЭ» современных аналитических и технических инструментов для содействия повышению конкурентоспособности предприятий с учетом специфики конкретной отрасли;
    • наращивание потенциала других государственных должностных лиц и представителей частного бизнеса, которые примут участие в программе;
    • оказание поддержки в реализации программы развития кластеров по шести кластерам в регионах в течение срока реализации Проекта.
  • Выбор регионов и кластеров будет осуществляться с учетом данных рыночного анализа и консультаций со специалистами государственного и представителями частного сектора, а также с учетом работы, выполненной в рамках технической помощи в области повышения конкурентоспособности и диверсификации экономики Казахстана (КДЭК ТП).
  • Подход к развитию конкурентоспособности промышленности и развитию кластеров, который будет реализован через этот компонент, основывается на тщательном изучении производственно-сбытовой цепочки каждой отрасли на местном и региональном уровне.
  • Полученные результаты и выводы помогут обеспечить корректное понимание всей цепочки создания стоимости, возможностей на конечных рынках, роли малых и средних предприятий и крупных предприятий, возможностей и ограничений для роста конкурентоспособности.
  • Компонент поможет Правительству Республики Казахстан (центральные, региональные, и местные уровни), частному сектору и другим соответствующим учреждениям (университеты, научно-исследовательские центры, и т.д.) вместе разработать и реализовать планы мероприятий, которые увеличат конкурентоспособность кластеров.
  • Государственно-частный диалог и внутриправительственная координация будут не просто средством для распространения аналитических результатов, а скорее гарантировать вовлечение всех сторон в процесс.
  • Дизайн планов действий по повышению конкурентоспособности кластеров будет использовать различные технические и аналитические инструменты, которые выявят ограничения и выделят потенциальные возможности.
  • Решения будут основаны на рыночных принципах и будут усиливать сравнительные преимущества Казахстана (или потенциал развития сравнительных и конкурентных преимуществ).
  • Будут реализованы механизмы внедрения эмпирически обоснованной промышленной политики, позволяющие правительству учитывать результаты мониторинга и оценки планов действий по промышленности при разработке государственных программ.
  • Программа развития кластеров будет размещена в АО «КЦИЭ» , который уполномочен развивать и контролировать внедрение программы кластеров в рамках ГПИИР.
  • АО «КЦИЭ» создаст команду профессионалов с техническими экспертными знаниями в развитии конкурентоспособных отраслей промышленности и развитии кластеров, а также с опытом организации продуктивной кооперации и диалога всех участников процесса. Эта команда будет уполномочена работать с различными заинтересованными сторонами и предлагать возможные решения исполнительному агентству во время внедрения программы кластеров.

  • Параграф 2. Разработка подходов, приоритизация регионов и кластеров

  • В рамках Проекта предполагается разработка и утверждение комплексного подхода по развитию конкурентоспособных отраслей промышленности (подсектора) и росту МСП в этих подотраслях с применением лучшей международной практики, подходящей Казахстану.
  • В течение первых шести месяцев реализации, в рамках Проекта будет оказана поддержка АО «КЦИЭ» в подготовке планов по реализации программы развития кластеров, основанной на передовой международной практике.
  • Мероприятия включают в себя:
    • определение соответствующей институциональной структуры и рабочих взаимоотношений с другими правительственными и неправительственными учреждениями (включая, но не ограничиваясь, МИР РК, НПП и других ассоциаций частного сектора, местных органов власти, научно-исследовательских институтов);
    • совершенствование технического подхода к развитию кластеров, основанному на работе, сделанной до настоящего времени АО «КЦИЭ» и командой Всемирного банка (в рамках техпомощи ВБ).
  • В дополнение к АО «КЦИЭ» , как главному исполнительному учреждению, институциональная структура будет включать руководство ведомств, которые могут принимать стратегические решения и созывать заинтересованные стороны для решения любых вопросов, которые возникают в процессе внедрения программы развития кластеров.
  • Технический подход предложит лучшую международную практику, применимую в казахстанском контексте. Это включает следующие принципы, которые считаются ключами к успеху конкурентоспособных промышленных инициатив во всем мире, включая Малайзию, Сингапур, Чили, Бразилию, Европейский союз и Испанию. Успешные конкурентоспособные отрасли промышленности и кластерные инициативы:
    • основаны на четком понимании цепочки создания стоимостей и сравнительных преимуществ;
    • основаны на четком понимании конкурентных сил на конечных рынках;
    • включают тесное взаимодействие с частным сектором, различными уровнями правительства и других соответствующих учреждений;
    • способствуют естественному появлению “лидеров” в частном секторе;
    • имеют сильный мониторинг и оценку с участием частного сектора;
    • обладают достаточной гибкостью по изменению и коррекции подходов в соответствии с развитием рынка;
    • размещены в правительственных учреждениях, у которых есть четкий мандат осуществлять эти программы и непосредственная вовлеченность в процесс принятия решений.

    Параграф 3. Институциональная поддержка реализации подхода

  • Проект поддержит создание институционального потенциала для применения подхода, разработанного в Параграфе 2 настоящей Главы через комплексную пятилетную программу укрепления потенциала и институционального развития АО «КЦИЭ» , которая будет включать: обучение, инструменты, методологии и документацию по всем аспектам, необходимым для реализации подхода, включая:
    • установление приоритетов отраслей индустрии и анализ (включая анализ цепочки создания добавленной стоимости, анализ сегментации и тенденций рынка, анализ благоприятности окружающей среды бизнеса;
    • государственно-частный диалог;
    • контроль и инструменты оценки реальной промышленной политики (на основе фактических данных);
    • укрепление институциональной структуры;
    • управленческие информационные системы и другие инструменты IT, чтобы поддержать внедрение;
    • институциональныее структуры для координации и определения политики и связанные с ними стратегии коммуникации;
    • укрепление потенциала для обучения и семинаров для других участников и заинтересованных сторон государственного и частного секторов.
  • Для осуществления данного подкомпонента, по мере необходимости, возможен наем международного консультанта, глобального эксперта в развитии кластеров, на позицию старшего технического руководителя, который будет координировать весь процесс укрепления потенциала и обеспечит практическую помощь внедрения в течение Проекта.
  • Старший технический руководитель будет подотчетен ГРП в части достижения результатов. Детальное описание подотчетности руководству АО «КЦИЭ» и функциональных обязанностей будет отражено в ТЗ, разрабатываемом АО «КЦИЭ» при содействии ГРП. ТЗ подлежит согласованию с ВБ.

  • Параграф 4. Поддержка реализации подхода к конкурентноспособным секторам промышленности

  • Подход развития кластеров будет применен к шести кластерам, расположенным в регионах Республики Казахстан.
  • Проект окажет поддержку АО «КЦИЭ» и другим учреждениям, вовлеченным в осуществление подхода в этих кластерах. Предполагается, что подход будет осуществлен посредством многоступенчатого процесса, аналогичного приведенному ниже рисунку 2.

  • Рисунок 2 Иллюстрация предлагаемого подхода к конкурентноспособным секторам
  • Поддержка во время внедрения, включает:
    • менторство на рабочем месте, на основе полного рабочего дня;
    • доступ к определенным международным экспертным знаниям, включая экспертов по аналитическим методам, перечисленным в Параграфе 3 настоящей Главы. Институциональная поддержка реализации подхода, и экспертов в целевых секторах индустрии, которые понимают тенденции рынка и конкурентоспособную среду для казахстанских продуктов;
    • финансирование затрат на поездки и семинары для разработки планов действий по конкурентоспособности кластеров, мониторинга и оценки их внедрения;
    • предоставление руководства, рекомендаций и инструментов ИT, которые поддержат внедрение подхода минимум в шести целевых кластерах.
  • Во время реализации Проект окажет поддержку в наращивании потенциала всем заинтересованным сторонам, вовлеченным в реализацию подхода. Эта работа будет сделана на уровне промышленности и сектора услуг, с фокусом на региональное развитие, рост МСП и создание рабочих мест.
  • Все мероприятия подкомпонента будут осуществляться при постоянной технической помощи Проекта путем привлечения высоко-квалифицированных консультантов, обладающих международным опытом развития кластеров.
  • Планируется создание команды в АО «КЦИЭ» для реализации Программы развития кластеров, включая фасилитаторов кластерной политики.
  • Планируется, что штат будет сформирован в пределах штатной численности АО «КЦИЭ» и будет финансироваться из его внутренних источников. Команда будет отчитываться заместителю Председателя Правления АО «КЦИЭ»
  • Команда будет поддерживаться ГРП в мероприятиях предусмотренных данным компонентом. Команда АО «КЦИЭ» также будет ответственна за весь процесс реализации как участник-партнер Проекта.
  • Технические задания для консультантов, привлекаемых в рамках Проекта будут разрабатываться командой АО «КЦИЭ». Такие технические задания подлежат согласованию с ВБ. Также представители АО «КЦИЭ» будут включены в состав тендерных комиссий по закупаемым для них услугам при необходимости. Представитель АО «КЦИЭ» также войдет в состав КРП.
  • Детально процесс участия АО «КЦИЭ» в реализации мероприятий этой задачи будет прописан в Методологии по реализации кластерной политики, разработанной АО «КЦИЭ» и Всемирным Банком.
  • Проект предоставит финансирование на консультационные услуги для АО «КЦИЭ» по обучению и реализации и операционные расходы в рамках программы развития кластеров.
  • FaLang translation system by Faboba