Компонент 1 «Программа наращивания потенциала МСП»

Цель и задачи Компонента 1

  1. Целью данного компонента является улучшение и расширение существующих программ нефинансовой поддержки, предлагаемых государством для малых и средних предпринимателей, собственников и менеджеров МСП, посредством улучшения качества их содержания и методики, внедрения передового международного опыта и повышения информированности об этих мероприятиях в стране.
  2. На институциональном уровне Проект окажет поддержку развитию институционального потенциала, систем планирования и менеджмента для реализации финансируемых государством нефинансовых услуг. Реализация цели включает следующие задачи:
    • консультирование по совершенствованию стратегии и планированию;
    • создание системы для подготовки консультантов, включающую:
    • подготовка консультантов для МСП;
      • ведущих инструкторов (кандидатов в мастер-тренера);
      • специалистов по оценке качества;
      • разработчиков учебных курсов;
    • информационно-просветительская работа с МСП и обучение с учетом запросов.

    Консультирование по совершенствованию стратегии и планированию

  3. Проект будет оказывать содействие в совершенствовании планирования и реализации программ поддержки МСП путем:
    • поддержки в разработке стратегий для сектора МСП;
    • помощи в координации реализации этих стратегий и соответствующих программ;
    • создания механизма мониторинга и оценки, отчетности для оценки эффективности различных программ поддержки МСП и соответствия инструментов политики;
    • создания кадрового потенциала;
    • обеспечения персонала соответствующими инструментами и ресурсами для эффективного управления программами нефинансовой поддержки.
  4. МНЭ в сотрудничестве с Национальной палатай предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – НПП), как институты, ответственные за разработку и внедрение программ развития МСП, будут ключевыми исполнителями и бенефициарами выгод от реализации этой задачи.
  5. Проектом будут отобраны консультационные компании или индивидуальные консультанты для реализации мероприятий по развитию потенциала МНЭ и НПП в стратегическом планировании, по оценке существующих механизмов мониторинга и оценки программ МСП и реализация мероприятий по улучшению их эффективности, исследования сектора МСП для соответствующей адаптации программ поддержки предпринимательства, создания базы данных консультантов.
  6. ГРП разработает технические задания с учетом требований и комментариев НПП, Департамента государственной поддержки предпринимательства МНЭ (далее – ДГПП МНЭ, ДГПП), подлежащие одобрению Всемирным банком (далее – ВБ, Банк). МНЭ при поддержке ГРП (с включением НПП в тендерную комиссию) произведет отбор и закуп консультационных услуг компании/консультантов для их реализации в соответствии с Правилами закупок ВБ.
  7. Предусматривается возможный наем консультанта (-ов) для помощи в разработке технических заданий. Разбивка на пакеты закупаемых консультационных услуг будет отражена в Плане закупок Проекта.
  8. МНЭ, ГРП и ответственный департамент НПП будут активно участвовать в процессе планирования и мониторинга с начала реализации до получения результатов.

  9. Создание системы для подготовки консультантов

    Сеть ведущих инструкторов (кандидатов в мастер-тренера)

  10. Качество подготовки консультантов для МСП будет определяющим фактором успешности государственных программ нефинансовых услуг.
  11. Вариант привлечения иностранных специалистов для подготовки таких консультантов на уровне, соответствующем заранее установленным профессиональным стандартам, является затратным и требует предварительного планирования, поэтому чтобы обеспечить долгосрочное устойчивое развитие программ нефинансовых услуг, в рамках данной задачи будут подготовлены:
    • группа ведущих инструкторов (кандидатов в мастер–тренера), которые будут обучать бизнес–консультантов по мере необходимости;
    • разработчики учебных курсов, которые будут разрабатывать учебные материалы по отраслям и сегментам МСП;
    • специалисты по оценке качества, которые будут осуществлять непрерывный мониторинг работы бизнес–консультантов.
  12. Для разработки системы подготовки бизнес–консультантов будет осуществлена предварительная оценка существующей сети бизнес-консультантов для МСП. Эта оценка позволит определить существующий потенциал, потребности в его развитии и укреплении, определить какие тренинговые программы необходимы для обучения бизнес–консультантов.
  13. Для проведения исследования будет отобрана на конкурсной основе консультационная компания/консультанты.
  14. По результатам исследования будут определены дальнейшие действия по реализации мероприятий компонента, включая выбор тренинговых программы международного уровня для обучения ведущих инструкторов.
  15. Казахстанские ведущие инструкторы (кандидаты в мастер–тренера) в количестве не менее 17 человек будут подготовлены и использованы для непрерывного формирования потенциала бизнес–консультантов с фокусом на обучении взрослых и технике консультирования, включая методологии оценки потребности в обучении, навыки тренерства и наставничества, управление взаимоотношениями с клиентом, оценку эффективности обучения, умение определить содержание требуемого обучения.
  16. Подготовка ведущих инструкторов (кандидатов в мастер–тренера) позволит осуществить дальнейшее обучение бизнес–консультантов в рамках Проекта (150+ бизнес-консультантов), а также позволит далее поддерживать и развивать на более качественном уровне систему консультирования для сектора МСП.
  17. Обучение ведущих инструкторов (кандидатов в мастер–тренера) будет осуществляться отобранной на конкурсной основе консультационной компанией/консультантами, которые обеспечат обучение на уровне международных стандартов (например, стандарты программы Business Edge (МФК)).
  18. Техническое задание для консультационной компании/консультантов будет подготовлено ГРП с учетом требований и комментариев НПП, ДГПП МНЭ и подлежит согласованию с ВБ.
  19. В рамках Проекта также предусмотрены мероприятия по разработке тренинговых программ, по которым ведущие инструкторы (кандидаты в мастер–тренера) будут участвовать в обучении бизнес-консультантов. Это мероприятие будет осуществлено либо отдельным пакетом закупаемых услуг, либо вместе с обучением ведущих тренеров (кандидатов в мастер–тренера).
  20. Темы и содержание учебных программ будут обсуждаться и определены при участии ответственного департамента НПП, при одобрении и согласовании с ДГПП.
  21. При необходимости ГРП может привлечь консультантов для помощи при разработке данного технического задания.
  22. Прошедшие обучение ведущие инструкторы (кандидаты в мастер-тренера) будут участвовать в проведении обучения бизнес-консультантов в течение периода реализации Проекта.
  23. Консультант при технической поддержке ответственного департамента НПП и ГРП разработает план, процедуры, и график обучения бизнес-консультантов, а также формат обучения.
  24. В рамках бюджета Проекта будут предусмотрены аренда помещений, покупка оборудования, финансирование операционных расходов (покупка канцелярских товаров, командировки ведущих инструкторов, если обучение проводится в регионе и прочие) для осуществления программы обучения бизнес–консультантов.
  25. Ведущие инструкторы (кандидаты в мастер-тренера) будут отобраны и законтрактованы отобранной консультационной компанией как индивидуальные консультанты в рамках бюджета Проекта. ГРП, с помощью ответственного департамента НПП, разработает соответствующие технические задания, которые должны быть одобрены Всемирным банком.

  26. Специалисты по оценке качества

  27. Проект создаст группу местных экспертов – специалистов по оценке качества, отобранных и законтрактованных для оценки работы бизнес–консультантов и тренеров на регулярной основе в формате визави, на основе одобренного перечня компетенций и квалификаций. Эти эксперты представят основанный на результатах контроль качества или оценку «лицом к лицу», или технологически оснащенную систему оценки, посредством которой бизнес–консультанты будут обязаны записывать тренерские и консультационные сессии, загружать их в базу данных для дальнейшей оценки.
  28. В рамках Проекта будет подготовлено 18 экспертов, чтобы охватить все регионы, если будет реализована система оценки «лицом к лицу». В случае оценки на основе видеозаписи, Проект подготовит 2-3 экспертов.
  29. Подготовка специалистов по оценке качества, которые далее будут осуществлять непрерывный мониторинг работы бизнес-консультантов также будет осуществляться по международным стандартам, отобранной на конкурсной основе консультационной компанией/консультантами.
  30. Отбор кандидатов на курсы по обучению специалистов по оценке качества будет организован и осуществлен Консультантом при участии ответственного департамента НПП и технической поддержке ГРП на основе ТЗ, одобренного ВБ.
  31. Техническое задание (далее – ТЗ) для консультационной компании/консультантов будет подготовлено ГРП с учетом замечаний и комментариев НПП, ДГПП МНЭ. Разработанное ТЗ подлежит согласованию с ВБ.
  32. Представители НПП будут включены в тендерную комиссию по отбору консультационной компании/консультантов.
  33. Требуемая система оценки качества будет определена НПП на основе рекомендаций консультантов и результатов оценки потребностей сектора МСП в обучении и оценки сети консультирования МСП.
  34. Прошедшие обучение специалисты по оценке качества будут проводить оценку бизнес-консультантов на контрактной основе (как индивидуальные консультанты) в течение периода реализации компонента Проекта за счет средств Проекта.
  35. Консультант при технической поддержке ответственного департамента НПП разработает план, процедуры, формат и график осуществления оценки бизнес-консультантов с подготовкой стандартизированного отчета о результатах в формате, определяемом ответственным департаментом НПП и ГРП.
  36. В рамках бюджета Проекта будут предусмотрены аренда помещений, покупка оборудования, финансирование операционных расходов (покупка канцелярских товаров, командировки специалистов по оценке в регионы, если потребуется и прочие) для осуществления оценки.

  37. Разработчики учебных курсов

  38. Проект создаст местный потенциал для проектирования обучения, процесса, который состоит из определения текущего состояния и потребностей обучаемого, определяет конечную цель обучения и создает завершенную «интервенцию» (тренинг/ консультирование) для осуществления этого перехода.
  39. Этот потенциал будет использован для разработки специфического технического содержания обучения по отраслям, планов тренингов, методов осуществления и форматов тренингов соответственно потребностям целевой аудитории, например, использование визуальных способов для менее образованной аудитории, использование электронного обучения чтобы расширить доступность, или разбив длительные курсы с полным рабочим днем в несколько сессий по полдня, чтобы снять ограничения во времени, с которыми сталкиваются МСП.
  40. Будут определены отрасли или сегменты сектора МСП, в которых требуется консультирование МСП и разработка учебных программ. Эти отрасли или сегменты сектора МСП будут определены в результате предварительной оценки потребностей МСП в обучении.
  41. В рамках оценки также будет определено необходимое количество и тематика учебных программ. Эта оценка может быть осуществлена в одном пакете с оценкой существующей сети консультирования МСП или отдельно.
  42. Для обучения разработчиков учебных курсов будет отобрана на конкурсной основе консультационная компания/консультанты, которые обеспечат обучение на уровне международных стандартов.
  43. Отбор кандидатов на курсы по обучению разработчиков учебных курсов для МСП будет организован и осуществлен Консультантом, с участием ответственного департамента НПП при технической поддержке ГРП, на основе ТЗ, одобренных ВБ.
  44. Техническое задание для консультационной компании/ консультантов будет подготовлено ГРП с учетом замечаний и комментариев НПП, ДГПП МНЭ. Разработанное ТЗ подлежит согласованию с ВБ.
  45. Представители НПП будут включены в тендерную комиссию по отбору консультационной компании/консультантов.
  46. После завершения обучения разработчики учебных программ будут работать над разработкой специфического технического содержания обучения по отобранным отраслям и сегментам, разработкой планов тренингов, методов осуществления и форматов тренингов соответственно потребностям целевой аудитории.
  47. Разработанные учебные программы будут использованы для обучения МСП и протестированы в пилотном варианте в рамках задачи 1.4. Разработчики учебных программ будут законтрактованы отобранной консультационной компанией (как индивидуальные консультанты) в рамках бюджета Проекта.
  48. НПП определит департамент, ответственный за поддержку реализации компонента со стороны НПП, как участника-партнера Проекта. Директор такого департамента будет ответственным лицом за надлежащее исполнение компонента. Ответственный департамент НПП будет тесно работать с ГРП и отобранными консультационными компаниями/консультантами по реализации мероприятий компонента, включая участие в разработке технических заданий, планировании и отчетности по реализации мероприятий компонента.
  49. Отбор потенциальных кандидатов на обучение будет включать:
    • определение критериев к включению в список потенциальных кандидатов на обучение, включая, в том числе требования к образованию, профессиональным навыкам, профессиональному опыту и другие, перечень требуемых документов для подачи заявки на участие в отборе;
    • осуществление процесса отбора, включая технический этап – соответствие поданных документов требованиям, профессиональное тестирование, тестирование на владение педагогическими навыками обучения взрослых, психологическое тестирование и другие в случае необходимости.
  50. Весь процесс обучения будет осуществляться c привлечением (под надзором) ответственного департамента НПП при поддержке отобранных для реализации мероприятий консультационных компаний и консультантов ГРП.
  51. При необходимости, МНЭ наймет консультанта для общей технической поддержки и координации всех мероприятий компонента, обеспечения взаимодействия с нанятыми консультантами, помощи в планировании и отчетности.

  52. Подготовка бизнес-консультантов для МСП

  53. Проект будет использовать подход обучения тренеров, чтобы создать группу 150+ бизнес-консультантов через прохождение курса обучения международного уровня для обучения и тренинга, проводимого специализированной консалтинговой компанией с участием подготовленных ведущих инструкторов (кандидатов в мастер-тренера), включая:

  54. - ориентированные на предпринимателя методологии диагностики и определения потребностей индивидуального предпринимателя/компании, включая специфические для сегментов потребности (относящиеся к индивидуальным предпринимателям, фермерским хозяйствам, сфере услуг, производству, технологиям и т.д.);

    - методы эффективного предоставления консультационной поддержки (педагогические навыки и подходы к обслуживанию клиентов);

    - технические навыки в областях специфических для советника, охватывающие широкий спектр, включая среди прочих, бизнес-планирование, финансовый менеджмент, маркетинг, обратные и прямые связи и т.д.

  55. Данная задача предусматривает подготовку более 150 консультантов для МСП посредством подготовки ведущих инструкторов (кандидатов в мастер-тренера). После разработки учебных программ для бизнес-консультантов и их согласования с ответственным департаментом НПП с учетом замечаний и комментариев ДГПП МНЭ и ГРП, Консультант, совместно с ответственным департаментом НПП организует процесс отбора бизнес-консультантов для обучения на основе квалификационных требований, отвечающих нуждам программы.
  56. Ожидается, что основную часть обучаемых консультантов составят действующие в системе центров обслуживания предпринимателей (ЦОП) бизнес-консультанты, соответствующие критериям отбора.
  57. Ведущие инструкторы (кандидаты в мастер-тренера) примут участие в обучении консультантов для МСП на базе тренинговой программы обучения международного уровня.
  58. В рамках Проекта будут разработаны учебные курсы для МСП, методики и другие ресурсы, необходимые для предоставления качественных консультаций МСП.
  59. Если потребуется, материалы тренинговой программы будут адаптированы с учетом местного казахстанского контекста. Эти материалы будут использоваться бизнес-консультантами при консультировании МСП.

  60. Информационно-просветительская работа с МСП и обучение с учетом запросов

  61. В рамках данной задачи будет реализовано два мероприятия:
    • пилотное тестирование инструментов обучения для МСП;
    • проведение информационной кампании о программах нефинансовой поддержки МСП.
  62. Поскольку Проект не оказывает нефинансовую поддержку МСП напрямую, то необходимо разработать и протестировать содержание и инструменты обучения для МСП.
  63. В рамках этой задачи также планируется осуществление тестирования реализованных мероприятий в виде проведения пилотного обучения для представителей порядка 3000 МСП из различных секторов экономикипо разработанным программам обучения и с применением разработанных материалов и методик с учетом потребностей специфических секторов или сегментов (женское предпринимательство, молодежь, микропредприятия, быстро растущие МСП).
  64. Пилотное обучение для МСП с целью тестирования разработанной Проектом системы обучения и инструментов и методик будет проводиться на базе НПП при технической поддержке ГРП и консультантов.
  65. Проектом также будет осуществлена поддержка всесторонней и первоклассной кампании по повышению осведомленности граждан Казахстана о доступности услуг нефинансовой поддержки МСП. Программа осведомленности будет включать освящение нефинансовых услуг, оказываемых МСП в рамках Проекта, через информационные мероприятия посредством телевидения и радио, образовательных и других методов.
  66. Сведения об уровне услуг, времени и иная общая информация будут доведены до сведения граждан, пользующихся данными услугами. Полноценная национальная информационная кампания обеспечит осведомленность граждан о программах и методах повышения доступности нефинансовых услуг, оказываемых МСП.
  67. Кампания освещения будет также включать проведение круглых столов с участием частного бизнеса, консультантов, Центров Обслуживания Предпринимателей, академических учреждений, в ходе которых будут обсуждаться критические вопросы, относящиеся к развитию предпринимательства, пробелы в квалификации МСП и университетских программах, специфические нужды отрасли.
  68. Ожидается, что в ходе такой широкомасштабной кампании будет не только повышена интенсивность использования программ Проекта, но также они станут более прозрачными с точки зрения качества и своевременности предоставляемых услуг.
  69. Для реализации мероприятий по информационной кампании будут отобраны на конкурсной основе компания/консультанты.

FaLang translation system by Faboba